Сайт Ефимовой Татьяны Викторовны
воспитателя МДОУ детский сад
комбинированного вида №7 "Ласточка"

«Скажи мне – и я забуду,

покажи – и я, может быть, запомню,

позволь мне сделать самому – и тогда я постигну»

Конфуций

Возраст детей: 5-7 лет (старший дошкольный возраст).

Цель: расширить и систематизировать представления детей о живой и неживой природе, связи человека с природой.

Задачи:

  • формировать у детей представление о природных объектах и искусственных, созданных человеком; о природе живой и неживой.
  • закрепить представления детей о уже известных отличительных особенностях живой и неживой природы;
  • формировать представления о связи человека с природой (человек - часть природы).
  • развивать у детей внимание, тактильную чувствительность, ассоциативное и логическое мышление, воображение, речевую активность, воспитывать любовь к природе,
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгруппами.

Реализуемые образовательные области: познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие, художественно - творческое развитие,

физическое развитие.

 Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческо-информационный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность проблемы

Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От

состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать

формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном

возрасте. Ведь все, что изучено в раннем детстве хорошо откладывается в

подсознании человека, позднее менять мировоззрение человека сложно. И

есть надежда, что работа педагогов по экологическому воспитанию даст

хорошие результаты, станет начальной ступенью в экологическом

образовании детей. И подрастающие поколения будут больше думать о

природных ресурсах, беречь их.

Оборудование:

  • экологическая комната (или запись звуков природы);
  • «настенный модуль с мешочками» с картинками и дублирующими их объектами, изображающими природу и «неприроду»; (Приложение1)
  • игра «Пощупай и угадай» с объектами неживой природы (вода, песок, камень, и т.п.);
  • игра «Что это?» (фигурка человека, ткань на рамке);
  • схема природных компонентов,
  • строительный конструктор типа LEGO, схемы для конструирования (Приложение3).
  • Проектирование совместной деятельности.


Организационный этап:

  • разучивание стихов с воспитанниками,
  • подбор картинок и объектов «неприроды», живой и неживой природы,
  • подготовка схем для конструирования по домашним творческим работам детей и родителей.


Непосредственно образовательная деятельность.

- Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку по экологической комнате!? (Дети с удовольствием соглашаются.)

proj priroda1- Посмотрите вокруг. Что и кого вы видите? (Дети называют различных животных, растения, объекты неживой природы).
- А, как все это называется одним словом? (Природа)
- А что оно означает? (Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.)
-Почему вы отнесли к природе растения, животных? А, вот скамейку или клетку для попугая, можно назвать природой? ( Нет, потому что они созданы руками человека.)
Дети читают стихи о природе. (Приложение,2)


Вывод: Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» - это все то, что сделано руками человека.

proj priroda2-Проверим, действительно ли вы так хорошо разбираетесь в объектах природы и «непироды». Предлагаю поиграть в игру «Угадай, что в мешочке».


В мешочках спрятаны предметы природы и «непироды». Дети по очереди опускают руку в мешочек, ощупывают предмет, называют его и достают. Называют, к чему он относится природе или «неприроде», и доказывают почему.

proj priroda3

- Ребята, перед вами схема природы. Те у кого предмет природы положат его на стол рядом со схемой , а те у кого предмет «неприроды» положат его на стол напротив. (Проверяем все вместе). 
- Я заметила, что предметы, которые вы нашли похожи друг на друга. Например, кит похож на подводную лодку, стрекоза на вертолет. Попробуйте еще назвать пары природы и «неприроды», которые похожи. (Дети сравнивают предметы. Получаются пары - слон и дом, змея и шнурок, жираф и кран, цыплёнок и помпон.)
Вывод: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.

- Раз вы так хорошо справились, я предлагаю игру для смелых. Кто самый смелый? proj priroda4
Игра «Пощупай и угадай». Дети ощупывают и называют объекты неживой природы. (Вода, песок, земля, камни и ракушки и т.п. )


proj priroda5- Ребята, а это что природа или нет? Докажите, что это природа? (Все это создано и существует без помощи человека.)
-Скажите, а чем в природе отличаются животные и растения от камней, песка?
(Животные и растения живые, они движутся, им нужна пища, вода, воздух, солнечный свет, а камням и песку они не нужны, они не движутся - неживые.) Дети расставляют имеющиеся объекты неживой природы на стол к схеме.
Вывод: Всю природу земли можно поделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. 

Физкультминутка: игра «Живая - неживая природа». Воспитатель показывает объекты живой природы – дети двигаются, неживой – останавливаются и замирают.

- Ребята, мы с вами сказали по природу и «неприроду». Узнали, что природа делится на живую и неживую, а про кого мы забыли? Кто самый главный на земле? 
Игра «Что это?» Если дети называют «человека», то проверяем, а если нет, то угадываем с помощью игры. Ребенка выбираем считалочкой.
- Докажите, что человек – часть живой природы. (Он движется, питается, растет.) Человека называют царем природы. Правильно ли это? (Ответы детей.) Человек - существо разумное, мыслящее.

На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!


Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений мест из обитания.
- Как человек и мы с вами должны относиться к природе? (Бережно, заботливо.)
Дети читают стихи (приложение3).

Домашнее задание: - Ребята вам понравилось? Посмотрите, какие интересные работы сделали своими руками дети и родители нашего детского сада! (Рассматривают выставку работ.) А не хотите ли вы поучаствовать и вместе с родителями тоже сделать творческие работы о природе? (Ответы детей). Мы ждем ваших работ! Они пополнят и украсят нашу выставку.

Образовательная деятельность в режимных моментах.


Прогулки:

  • наблюдение и рассматривание объектов природы и «неприроды», живой и неживой природы,
  • целевая прогулка в парк, предложить детям найти как можно больше объектов природы и «неприроды», живой и неживой природы еще раз подчеркнуть, чем они отличаются.

Чтение художественной литературы:
Л.Н.Толстой «Деревья дышат», К.В. Лукашевич «Добрая девочка», З. Топилиус «Три ржаных колоса», стихи (приложение2,3).
Взаимодействие с семьей:

  • В день проведения непосредственно образовательной деятельности организовать выставку поделок для родителей воспитанников, с целью создания представления о проекте и обсуждения возможности их участия в нем.
  • Предложить дома с детьми создать творческую работу на тему «Природа и мы».

Труд:
Уход за растениями и животными в экологической комнате.
Игры:

  • Игра «природа – неприрода». Если объект относится к природе, дети поднимают руки вверх, если нет – не поднимают. Для усложнения игры воспитатель может делать обманные движения.
  • Игра с мячом проводится по аналогии с игрой «Съедобное - несъедобное». Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой – бросает.
  • Игра «Угадай, что в мешочке». Возможно, использовать «настенный модуль с мешочками». Предложить детям определить, что в мешочке и к чему относится (объект природы или «неприроды», живой или неживой природы).
  • Игра «Что или кто это может быть?» Используется набор «Определи на ощупь». Ребенок закрывает глаза, а другой дотрагивается до его руки сенсорным элементом. Он должен предположить, что или кто это может быть и к чему относится (объект природы или «неприроды», живой или неживой природы).

Продуктивно-конструктивная деятельность:


Проводится по готовности домашних поделок.
Задачи:

  • Обобщить знания детей о природе;
  • Упражнять в анализе схемы и создании конструкций по ней;
  • Развивать конструкторские навыки, внимание, умение сравнивать, анализировать.

На ковре рассыпать конструктор LEGO. Пришло БОЛЬШОЕ ПИСЬМО в нем есть страничка для каждого из воспитанников. Что кому предложить разобраться вместе. Дети выбирают схемы похожие на свои творческие работы. 
- Рассмотрите свою схему внимательно: какого размера, цвета о сколько деталей конструктора вам необходимо? Начните с самых маленьких деталей. Сосчитайте сколько их на схеме. Подойдите к конструктору и выберите их. Потом средний размер деталей, затем самый большой.

Обобщающий этап:

  • Выставка творческих работ воспитанников и родителей;
  • proj priroda7  proj priroda8
  • Выставка работ детей из конструктора LEGO;
  • proj priroda9  proj priroda10
  • Подведение итогов проекта, награждение.
  • proj priroda11


Приложение 1.
Картинки: стрекоза, вертолет, кит, подводная лодка, слон, дом, змея, шнурок, жираф, кран, цыплёнок, помпон.

Предметы: стрекоза, вертолет, кит, подводная лодка, слон, дом, змея, шнурок, жираф, кран, цыплёнок, помпон.


Приложение 2.

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья. 
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья. 
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом. 
Л. Дайнеко


Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые природы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
С. Кирсанов

pril3