Сайт Ефимовой Татьяны Викторовны
воспитателя МДОУ детский сад
комбинированного вида №7 "Ласточка"

Конспект НОД в образовательной области «познавательное развитие» по теме

«Космическое путешествие» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Совершенствовать умение составлять целое из частей.

- Продолжать учить решать арифметические задачи.

- Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по

трем свойствам (цвет, размер, форма), сравнивать, обобщать.

- Закреплять прямой и обратный счет.

- Закрепить умение определять пропущенные числа, наибольшее и

наименьшее числа в пределах 12.

- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

- Развивать логическое мышление, воображение, внимание, речевую

активность, конструкторские навыки.

- Воспитывать умение слышать друг друга, работать в коллективе и

подгруппами.

Подготовительный этап

- Украшения космической символики, аудиокассета со звуком реактивного

двигателя и космические атрибуты;

- головоломки, « Математические планшеты», «Умные кубики», «Логическая

мозаика» (на каждого ребёнка), три обруча разного цвета, блоки Дьенеша - 1

коробка, карточки свойств фигур;

- посылка (с угощением для детей) и письмо от инопланетян, карточки-числа от

4 до 8,

- конверты с заданиями,

- мольберт, плакат с числами от 1 до 12 (пропуск 5, 8, 11),

- модель часов.

Непосредственно образовательная деятельность

-Ребята, нам с вами пришла посылка из космоса. Как вы думаете, кто ее прислал?

(инопланетяне и т.п.)

-Но, чтобы ее открыть, нам нужен код, а для этого придется отправиться в

космическое путешествие, где будут остановки с заданиями, а за каждое

правильно выполненное задание мы получим по одной цифре кода. Будет

нелегко, вы готовы? (ответы детей)

Приготовление к полету. (Гости представляются как научный космический

центр управления полетом)

-А на чем можно полететь в космос? (ракета, космический корабль)

-Представьте, что вы – инженеры-конструкторы. (Дети собирают корабли на

ковре группами по схемам)

-Молодцы! Надевайте космические шлемы и садитесь в корабли! (Одевают

шлемы и садятся на ковер рядом с кораблями)

-Итак, вперед! Посчитаем обратный отсчет 10,9,…,2,1-старт!( звучит шум

реактивного двигателя)

-Закройте глаза и представьте себе, какие облака плывут по небу, на что они

похожи? (ответы детей)кругом темнота, сверкают звезды и т.д.

Внимание, I-я остановка.

- Посмотрим, что здесь есть интересного. Ребята, здесь можно дышать и без

шлемов. (Снимают шлемы) Нам оставили письмо, прочитаем, что в нем.

«Задача от инопланетян: « Из летающей тарелки вышли 3 зеленых

инопланетянина и 2 синих. Сколько всего было инопланетян?»

-О ком говорится в задаче? (об инопланетянах)

-Что они делали? Какого цвета они

были? (Что нужно посчитать?) (зеленого

и синего)

-Сколько было зеленых инопланетян? (3)

-Сколько синих?(2)

-Что нужно узнать? (Сколько

инопланетян было всего?)

-Что для этого надо сделать? (Сложить

3 и 2)

- Соберите решение с помощью «Умных

кубиков».(3+2=5)

- Сколько всего было инопланетян? (Всего было 5 инопланетян)

-Вы справились с первым заданием и можете взять первую цифру кода. (Дети

берут цифру 6)

- Идем дальше. На мольберте «звездное небо». Ребята, вы слышали про звездопад.

(Ответы детей.) Нужно определить, все ли числа от 1 до 12 нарисованы на

звездочках? Звезды с какими числами упали? (5,8,11)

Назовите меньшее и большее из них. (5 и 11)

-Молодцы! Вы заработали вторую цифру кода. Назовите ее. (Цифра 4)

Физкультминутка:

-Вы устали? (да, нет) Сейчас проверим! Упражнение «Это тоже я могу» (дети

повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я

могу»).

-Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.(Это тоже я могу)

Вправо-влево разведу. (Это тоже я могу)

И как птица, полечу. (Это тоже я могу)

Головою поверчу. (Это тоже я могу)

А потом присяду, встану. (Это тоже я могу)

И нисколько не устану. (Это тоже я могу)

Я попрыгаю немного. (Это тоже я могу)

И пешком пойду в дорогу. (Это тоже я могу)

Если надо, побегу. (Это тоже я могу)

Все на свете я могу! (Это тоже я могу)

- Летим дальше. (Дети садятся в космический корабль на ковер, звучит шум

реактивного двигателя) Давайте вспомним, как мы на планете земля определяем

время? (С помощью часов.)

-Из чего состоят часы? (Циферблат, стрелки, числа.) Часы остановились, когда

мы улетели, сколько было времени? (Модель часов – 3 часа)

Внимание, II- остановка.

- От разных звезд откололись осколки, чтобы они не повредили корабль, соберем

их в специальные ловушки. (Проводится игра с тремя обручами. В желтый

обруч нужно собрать все желтые осколки, в зеленый – большие, в синий –

прямоугольные)

- Осколки какой формы не попали ни в одну ловушку? Какого цвета, размера?

(ответы детей)

-За это задание вы получаете еще одну цифру кода. Какая она? (Дети получают

цифру 7.)

-Ребята, вы проголодались? Я приготовила для вас «Космические пироги»

(Дидактическая игра с «Логической

мозаикой» «Чего не хватает?» на

каждого ребенка с разными

геометрическими фигурами). Рассмотрите

внимательно свой пирог. Он разделён на

четыре части, три из них украшены

свечками. Украсьте четвертую.

Объясните, почему именно так?

(Например, все фигуры – квадраты

маленькие желтого, голубого, оранжевого

цвета, значит, не хватает маленького

квадрата красного цвета.)

-Все пироги получились очень красивыми, за это вы получаете еще одну цифру

кода. А хотите угостить друг друга пирогом? (Угощают и получают цифру 5.)

Путь домой:

-Скоро уже пора улетать домой. Проверим, знаете ли вы путь обратно. (Диктант

на «Математическом планшете».)

- Сейчас мы находимся в нижнем левом углу «Космического пространства»

(планшета). Берем космические корабли. Какая фигура для этого больше

подходит? (Треугольник). Движемся по планшету в задаваемых воспитателем

направлениях. (Выбрать в соответствии с уровнем развития детей.) Проверяем,

кто оказался в правом верхнем углу, тот правильно добрался до дома.

- Молодцы, а вот и последняя цифра кода! (Цифра 8.) Сейчас мы полетим обратно

на землю, вы можете взять себе на память по 2 звездочки, одну – себе, другую –

для друзей, которые будут встречать нас на Земле. (Берут по 2 звездочки со стен.)

Возвращение на Землю:

-Садитесь в корабль и летим домой. (Садятся на ковер, звучит шум реактивного

двигателя.)

-Скажите, а какое сейчас время года на земле? Какой месяц? Какой день недели?

Какой был вчера? Какой будет завтра? (Ответы детей.)

- Вот, мы и прилетели. Давайте сложим цифры кода в порядке возрастания и

откроем посылку. (4,5,6,7,8. Дети открывают коробку и получают подарки –

книги о космосе.) Понравилось вам космическое путешествие? Куда бы вы хотели

отправиться в следующий раз?