Конспект НОД в образовательной области «познавательное развитие» по теме
«Космическое путешествие» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Совершенствовать умение составлять целое из частей.
- Продолжать учить решать арифметические задачи.
- Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по
трем свойствам (цвет, размер, форма), сравнивать, обобщать.
- Закреплять прямой и обратный счет.
- Закрепить умение определять пропущенные числа, наибольшее и
наименьшее числа в пределах 12.
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать логическое мышление, воображение, внимание, речевую
активность, конструкторские навыки.
- Воспитывать умение слышать друг друга, работать в коллективе и
подгруппами.
Подготовительный этап
- Украшения космической символики, аудиокассета со звуком реактивного
двигателя и космические атрибуты;
- головоломки, « Математические планшеты», «Умные кубики», «Логическая
мозаика» (на каждого ребёнка), три обруча разного цвета, блоки Дьенеша - 1
коробка, карточки свойств фигур;
- посылка (с угощением для детей) и письмо от инопланетян, карточки-числа от
4 до 8,
- конверты с заданиями,
- мольберт, плакат с числами от 1 до 12 (пропуск 5, 8, 11),
- модель часов.
Непосредственно образовательная деятельность
-Ребята, нам с вами пришла посылка из космоса. Как вы думаете, кто ее прислал?
(инопланетяне и т.п.)
-Но, чтобы ее открыть, нам нужен код, а для этого придется отправиться в
космическое путешествие, где будут остановки с заданиями, а за каждое
правильно выполненное задание мы получим по одной цифре кода. Будет
нелегко, вы готовы? (ответы детей)
Приготовление к полету. (Гости представляются как научный космический
центр управления полетом)
-А на чем можно полететь в космос? (ракета, космический корабль)
-Представьте, что вы – инженеры-конструкторы. (Дети собирают корабли на
ковре группами по схемам)
-Молодцы! Надевайте космические шлемы и садитесь в корабли! (Одевают
шлемы и садятся на ковер рядом с кораблями)
-Итак, вперед! Посчитаем обратный отсчет 10,9,…,2,1-старт!( звучит шум
реактивного двигателя)
-Закройте глаза и представьте себе, какие облака плывут по небу, на что они
похожи? (ответы детей)кругом темнота, сверкают звезды и т.д.
Внимание, I-я остановка.
- Посмотрим, что здесь есть интересного. Ребята, здесь можно дышать и без
шлемов. (Снимают шлемы) Нам оставили письмо, прочитаем, что в нем.
«Задача от инопланетян: « Из летающей тарелки вышли 3 зеленых
инопланетянина и 2 синих. Сколько всего было инопланетян?»
-О ком говорится в задаче? (об инопланетянах)
-Что они делали? Какого цвета они
были? (Что нужно посчитать?) (зеленого
и синего)
-Сколько было зеленых инопланетян? (3)
-Сколько синих?(2)
-Что нужно узнать? (Сколько
инопланетян было всего?)
-Что для этого надо сделать? (Сложить
3 и 2)
- Соберите решение с помощью «Умных
кубиков».(3+2=5)
- Сколько всего было инопланетян? (Всего было 5 инопланетян)
-Вы справились с первым заданием и можете взять первую цифру кода. (Дети
берут цифру 6)
- Идем дальше. На мольберте «звездное небо». Ребята, вы слышали про звездопад.
(Ответы детей.) Нужно определить, все ли числа от 1 до 12 нарисованы на
звездочках? Звезды с какими числами упали? (5,8,11)
Назовите меньшее и большее из них. (5 и 11)
-Молодцы! Вы заработали вторую цифру кода. Назовите ее. (Цифра 4)
Физкультминутка:
-Вы устали? (да, нет) Сейчас проверим! Упражнение «Это тоже я могу» (дети
повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я
могу»).
-Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.(Это тоже я могу)
Вправо-влево разведу. (Это тоже я могу)
И как птица, полечу. (Это тоже я могу)
Головою поверчу. (Это тоже я могу)
А потом присяду, встану. (Это тоже я могу)
И нисколько не устану. (Это тоже я могу)
Я попрыгаю немного. (Это тоже я могу)
И пешком пойду в дорогу. (Это тоже я могу)
Если надо, побегу. (Это тоже я могу)
Все на свете я могу! (Это тоже я могу)
- Летим дальше. (Дети садятся в космический корабль на ковер, звучит шум
реактивного двигателя) Давайте вспомним, как мы на планете земля определяем
время? (С помощью часов.)
-Из чего состоят часы? (Циферблат, стрелки, числа.) Часы остановились, когда
мы улетели, сколько было времени? (Модель часов – 3 часа)
Внимание, II- остановка.
- От разных звезд откололись осколки, чтобы они не повредили корабль, соберем
их в специальные ловушки. (Проводится игра с тремя обручами. В желтый
обруч нужно собрать все желтые осколки, в зеленый – большие, в синий –
прямоугольные)
- Осколки какой формы не попали ни в одну ловушку? Какого цвета, размера?
(ответы детей)
-За это задание вы получаете еще одну цифру кода. Какая она? (Дети получают
цифру 7.)
-Ребята, вы проголодались? Я приготовила для вас «Космические пироги»
(Дидактическая игра с «Логической
мозаикой» «Чего не хватает?» на
каждого ребенка с разными
геометрическими фигурами). Рассмотрите
внимательно свой пирог. Он разделён на
четыре части, три из них украшены
свечками. Украсьте четвертую.
Объясните, почему именно так?
(Например, все фигуры – квадраты
маленькие желтого, голубого, оранжевого
цвета, значит, не хватает маленького
квадрата красного цвета.)
-Все пироги получились очень красивыми, за это вы получаете еще одну цифру
кода. А хотите угостить друг друга пирогом? (Угощают и получают цифру 5.)
Путь домой:
-Скоро уже пора улетать домой. Проверим, знаете ли вы путь обратно. (Диктант
на «Математическом планшете».)
- Сейчас мы находимся в нижнем левом углу «Космического пространства»
(планшета). Берем космические корабли. Какая фигура для этого больше
подходит? (Треугольник). Движемся по планшету в задаваемых воспитателем
направлениях. (Выбрать в соответствии с уровнем развития детей.) Проверяем,
кто оказался в правом верхнем углу, тот правильно добрался до дома.
- Молодцы, а вот и последняя цифра кода! (Цифра 8.) Сейчас мы полетим обратно
на землю, вы можете взять себе на память по 2 звездочки, одну – себе, другую –
для друзей, которые будут встречать нас на Земле. (Берут по 2 звездочки со стен.)
Возвращение на Землю:
-Садитесь в корабль и летим домой. (Садятся на ковер, звучит шум реактивного
двигателя.)
-Скажите, а какое сейчас время года на земле? Какой месяц? Какой день недели?
Какой был вчера? Какой будет завтра? (Ответы детей.)
- Вот, мы и прилетели. Давайте сложим цифры кода в порядке возрастания и
откроем посылку. (4,5,6,7,8. Дети открывают коробку и получают подарки –
книги о космосе.) Понравилось вам космическое путешествие? Куда бы вы хотели
отправиться в следующий раз?