Сайт Ефимовой Татьяны Викторовны
воспитателя МДОУ детский сад
комбинированного вида №7 "Ласточка"

Конспект занятия по сюжету сказки «Гуси - лебеди»

Конспект НОД в образовательной области «познавательное развитие» по сюжету русской народной сказки «Гуси - лебеди» для  детей старшего дошкольного  возраста.

Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

  • Закреплять порядковый счет в пределах 10.
  • Развивать умение группировать фигуры по форме и размеру, конструировать по схеме, подбирать недостающую фигуру, обосновывая свой выбор, решать сюжетные задачи-загадки.
  • Развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать.
  • Развивать монологическую речь.
  • Воспитывать умение слушать друг друга, желание прийти на помощь.

Подготовительный этап

  • Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
  • Карточки с буквами из названия сказки, пронумерованные от 1 до10.
  • Палочки Кюизенера - 1 коробка на двух детей, схема «печка», лист картона на каждого ребёнка.
  • Блоки Дьенеша - 1 коробка, обручи красного, желтого, зеленого, синего цвета.
  • Числа из ковролина от 1 до10.
  • Математический планшет на каждого ребёнка. Схема «Речка».
  • Логическая мозаика - 1 на двух детей.
  • Подарки для детей - книжки-малышки «Русские народные сказки».

Реализуемые образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие.

Непосредственно образовательная деятельность

Воспитатель предлагает детям отправится в путешествие вместе с героями сказки и помочь им в трудных ситуациях.

1. «Название сказки»

- На карточках с буквами есть числа. Разложите их в порядке возрастания,  и получится название сказки. 

(Дети выкладывают на ковре карточки и читают название  сказки «Гуси-лебеди», возможно с  помощью воспитателя.)

Г У С И - Л Е Б Е Д И
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 -Это сказка «Гуси-лебеди». Напомните, как она начинается.  Мать и отец уезжают на базар, а  дочке наказывают  присмотреть  за братцем.  Девочка родителей не послушала и побежала с подружками гулять.  Налетели  тут гуси-лебеди, подхватили  братца и унесли.

-Ребята, мы поможем  девочке спасти братца? Вам придется выполнить задания, которые приготовили сказки. Вы готовы? (Ответы детей.)

2. «Гуси – лебеди»

-Сколько  гусей – лебедей налетели  и унесли братца?

 Внимание – загадка:

Два гуся летят над нами,

Два гуся-за облаками,

Три спустились за ручей.

Сколько же всего гусей?

 (Дети перечисляют, что известно по условию, какие действия нужно сделать  и считают: 2+2+3 всего 7 гусей.)

3. «Печка»

-Что было дальше в сказке?  Вернулась девочка, глядь, а братца  нет! Выбежала она в чисто поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.Бросилась девочка догонять их.

-Кого она встретила первым на своем пути? (Печку.)

- Как выглядит печка, какой она формы, для чего она нужна?  ( Печка квадратная, у нее есть труба, в ней пекут пироги.)  

Дети выкладывают печку на картоне по схеме 1 из палочек Кюизенера.  

-Какого цвета  и сколько палочек вам понадобилось? У вас получились одинаковые печки? Почему?

- «Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» Печка показала девочке дорогу.

4. «Разложи яблоки»

Воспитатель интересуется, как продолжается сказка. Кого девочка встретила дальше на своем пути. (Яблоню) Яблоня просит помочь разложить по корзинам ее спелые яблочки.

Дети выбирают по одному «яблоку» и раскладывают по «корзинам»  блоки - «яблоки».  Большие  круглые «яблоки»  кладут в красную «корзину»,  маленькие прямоугольные  -  в синюю, толстые квадратные  -   желтую, тонкие треугольные в  - зеленую.  

- Я в корзинах.

Показала яблонька дорогу девочке, побежала она дальше. Вдруг перед ней на пути … (Течет  речка.)

Подвижная игра «Через речку»

На ковре в произвольном порядке разложены числа из ковролина от 1 до10 – это камушки, по которым нужно перейти реку, сначала с одного берега на другой, соблюдая прямой порядок чисел, и обратно,  в обратном порядке чисел.

5. «Молочная река»

- Ребята, вы легко перебрались через реку, а  как помочь девочке. (Нужен мост.)

-На планшетах с помощью синих резиночек «нарисуйте» речку, которая течет слева направо. А как тогда будет расположен мост?  (Снизу вверх.) Схема 2.

-Посредине реки справа от моста лежит тяжелый камень и мешает речке течь. Куда мы можем его убрать? (Наверх, вниз)

-Где камень окажется относительно моста?  (Сверху реки  и справа от моста, или снизу реки и справа от моста)

-Камень мы убрали – помогли речке, мост построили – сделали дорогу для девочки. Напомните, что в сказке было дальше? Девочка побежала в лес. Там, в избушке ни курьих ножках жила Баба Яга. У нее и был братец девочки

6. «У бабы Яги»

-Ребята, чтобы попасть в дом Бабы Яги  и освободить братца, нужно разгадать код на замке.

На логической мозаике дети выкладывают код. Баба яга написала записку, чтобы самой не забыть код, но он не полный нам придется догадаться, что она пропустила.

-В первой строке кода: желтый большой круг, красный квадрат, синий средний цилиндр.

- Во второй: синий средний цилиндр, желтый большой круг

красный квадрат.

-А в третьей: красный квадрат, синий средний цилиндр, а последняя кнопка неизвестна. (Дети анализируют фигуры из первой и второй строк, сравнивают с третьей и делают вывод, что в третьей строке не хватает желтого большого круга).

-Молодцы! Вы помогли сестричке спасти своего братца. Закончите сказку. Вошла девочка в избушку, подхватила братца на руки и побежала к дому. Прибежала домой, а тут и родители вернулись с гостинцами  да подарками.

- Сказка  -  ложь, да в ней намёк.  Добрым молодцам урок! Чему учит нас эта сказка?  Ответы детей. Слушать и выполнять просьбы родителей. Не уходить далеко от дома. Помогать тем, кто нуждается с нашей помощи.

-И нашим детям за помощь и старание по подарочку - «Русской народной сказке», читайте с родителями и воспитателями. Сказки помогут узнать много нового и интересного.