Конспект НОД в образовательной области «познавательное развитие» по
теме «Свойства воды» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширить и систематизировать представления детей о свойствах воды, создать условия для развития элементарных математических представлений и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать,
где и в каком виде существует вода в окружающей среде.
- Познакомить с некоторыми свойствами воды, показать, что даже такой
привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
- Знакомить с понятием симметрии.
- Развивать навык конструирования по схеме, логическое мышление,
речь, мелкую моторику.
- Воспитывать бережное отношение к воде как части природы, умение
слушать друг друга.
Подготовительный этап
- Две ёмкости с водой и молоком, лёд, термос с горячей водой, зеркало,
монеты, камушки, ложки.
- Три прозрачные баночки с водой закрытые крышками, на которых с
внутренней стороны нанесены гуашь красная, желтая, синяя.
- Емкости разной формы, одноразовые стаканчики по количеству детей.
- «Умные кубики», палочки Кюизенера, альбом «Посудная лавка».
Реализуемые образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие.
Непосредственно образовательная деятельность
Воспитатель обращает внимание детей на глобус.
- Ребята, вы знаете что это? (Ответы детей.) Да, это глобус. Какой он
формы? (Это шар.)
- Если бы слон посмотрел на глобус, то что бы он напомнил слону? А если
смотрит маленький жучок? Если футболист? (Ответы детей.)
-Что глобус изображает? (Это модель нашей планеты Земля.) Какого цвета
на глобусе больше всего? (Голубого.) Что это значит? (На Земле большую
часть занимает вода.)
-Предлагаю узнать, сколько же места на нашей Земле занимает вода, а
сколько суша.
Эксперимент с кругом.Дети разрезают круг на три приблизительно
одинаковые части, предварительно разделив круг на три части карандашом.
-Одна часть – это суша, а две остальные – это вода.
-Сравните, чего больше? (Воды.) Что вы знаете о воде? (Ответы детей.) А
хотите узнать еще больше?
Опыт 1. - Перед вами две миски. Одна - с водой, другая - с молоком.
Опустите в них камушки, монетки. В какой миске они видны? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Воспитатель подносит банку с водой к окну.
-Через банку виден свет? (Да)
- Подумайте, если вода в реке, озере станет как молоко, смогут ли в ней жить
рыбы, расти водоросли? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные
лучи. Без солнца живые организмы жить не могут.)
Опыт 2. – Ребята, вода льется?
Дети зачерпывают воду из миски ложками и льют её. Значит, вода какая?
(Вода может течь, значит, она жидкая.)
Вывод: вода - жидкость.
-Посмотрите, в термосе - горячая вода.
Воспитатель открывает термос. Из него идет пар.
-Скажите, что идет из термоса? (Пар). Что такое пар?
Воспитатель подносит к идущему из термоса пару зеркало. На зеркале
начинают образовываться капли воды.
- Во что превращается пар? ( Пар превращается в капельки воды.)
Вывод: вода может быть в виде пара.
Воспитатель показывает детям лед.
-Что это? (Лед.) Возьмите по одной льдинке, как вы думаете, чем лед был до
того, как его заморозили? (Лед тает в руках и превращается в воду. Воду
можно заморозить. Лед твердый.)
Вывод: вода может быть твердой.
- Мы с вами узнали, что вода может быть и жидкая, и твердая, и в виде пара.
В природе это нужно для того, чтобы вода могла совершать круговорот.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
-Мы поиграем в игру, которая покажет, как капельки воды ходят в природе
по кругу.
Воспитатель - мама Тучка, а дети – капельки. (Звучит музыка,
напоминающая звуки дождя.) Капельки разбегаются, Мама Тучка
подсказывает, что им делать.
- Полетели капельки из тучки на землю. Прыгают, играют. Скучно им стало
поодиночке прыгать. Стали они собираться по двое, по трое в маленькие
ручейки. Потекли ручейки по кругу. (Дети за руки идут маленькими
кружками.)
- Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети становятся в одну
большую цепочку и идут по группе.)
- Текла-текла речка и попала в большой океан. (Дети объединяются в
большой круг).
- Пригрело солнышко, стали капельки легкими, воздушными, стали
подниматься вверх к маме Тучке. (Дети подбегают к воспитателю,
изображая легкость движениями рук.)
-Молодцы, капельки! Побывали на земле и к маме Тучке вернулись! Вот так
и капельки воды совершают свой круг в природе.
Опыт 3. Вода без запаха, без вкуса, без формы.
-Возьмите по стаканчику с водой. Понюхайте, чем она пахнет? (Ответы
детей.) Есть ли у воды запах?
Вывод: вода без запаха.
-Попробуйте воду из стакана. Вкусная вода? (Ответы детей.) Какой у нее
вкус?
Вывод: вода без вкуса.
-Вылейте воду из ваших стаканов в банку, или в кувшин. Какая форма у
воды? (Ответы детей.) Утех кто вылил воду в банку, она приняла форму
банки, другая – форму кувшина.
Вывод: у воды нет формы. Она принимает форму тех предметов, в которые
ее наливают.
Игра «Посудная лавка»
Детям предлагаются половинки посуды. Задача выложить вторую половину,
чтобы узнать форму чего примет вода в этой посуде.
-Выберите посуду, в которую вы бы хотели налить воду. Внимательно
рассмотрите половинку своего предмета посуды. Рядом с помощью палочек
Кюизенера выложите вторую половину. Что получилось? Какую форму
примет вода в вашей посуде? (Ответы детей.)
-Что вы сегодня узнали о воде? Какая она? Какие свойства воды вы узнали?
Что вам больше всего понравилось?(Ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром с чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
- Как вы думаете, вода важна для человека? (Ответы детей. Человек не
может жить без воды. )
-Как человек должен относиться к воде? (Ответы детей. Бережно,
экономно, не бросать в реку и пруд мусор, и т.п.)
-Где мы используем воду в нашей группе? Составим слово «ВОДА» из
«Умных кубиков» и разложим в группе везде, где у нас есть или где нам
нужна вода.
Дети на «Умных кубиках» ищут буквы В, О, Д, А и составляют из них слово,
затем относят в туалетную комнату, в мойку, ставят рядом с аквариумом,
цветами и т.д.
- Много мест в нашей группе, где есть или нужна вода? А в нашем детском
саду? Как мы должны относиться к воде? (Бережно.) Что для этого нужно
делать? (Закрывать кран, не разливать и не разбрызгивать воду.)