Сайт Ефимовой Татьяны Викторовны
воспитателя МДОУ детский сад
комбинированного вида №7 "Ласточка"

Конспект НОД в образовательной области «познавательное развитие» по

теме «Свойства воды» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширить и систематизировать представления детей о свойствах воды, создать условия для развития элементарных математических представлений и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать,

где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

- Познакомить с некоторыми свойствами воды, показать, что даже такой

привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

- Знакомить с понятием симметрии.

- Развивать навык конструирования по схеме, логическое мышление,

речь, мелкую моторику.

- Воспитывать бережное отношение к воде как части природы, умение

слушать друг друга.

Подготовительный этап

- Две ёмкости с водой и молоком, лёд, термос с горячей водой, зеркало,

монеты, камушки, ложки.

- Три прозрачные баночки с водой закрытые крышками, на которых с

внутренней стороны нанесены гуашь красная, желтая, синяя.

- Емкости разной формы, одноразовые стаканчики по количеству детей.

- «Умные кубики», палочки Кюизенера, альбом «Посудная лавка».

Реализуемые образовательные области:

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Физическое развитие

- Художественно-эстетическое развитие.

Непосредственно образовательная деятельность

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

- Ребята, вы знаете что это? (Ответы детей.) Да, это глобус. Какой он

формы? (Это шар.)

- Если бы слон посмотрел на глобус, то что бы он напомнил слону? А если

смотрит маленький жучок? Если футболист? (Ответы детей.)

-Что глобус изображает? (Это модель нашей планеты Земля.) Какого цвета

на глобусе больше всего? (Голубого.) Что это значит? (На Земле большую

часть занимает вода.)

-Предлагаю узнать, сколько же места на нашей Земле занимает вода, а

сколько суша.

Эксперимент с кругом.Дети разрезают круг на три приблизительно

одинаковые части, предварительно разделив круг на три части карандашом.

-Одна часть – это суша, а две остальные – это вода.

-Сравните, чего больше? (Воды.) Что вы знаете о воде? (Ответы детей.) А

хотите узнать еще больше?

Опыт 1. - Перед вами две миски. Одна - с водой, другая - с молоком.

Опустите в них камушки, монетки. В какой миске они видны? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Воспитатель подносит банку с водой к окну.

-Через банку виден свет? (Да)

- Подумайте, если вода в реке, озере станет как молоко, смогут ли в ней жить

рыбы, расти водоросли? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные

лучи. Без солнца живые организмы жить не могут.)

Опыт 2. – Ребята, вода льется?

Дети зачерпывают воду из миски ложками и льют её. Значит, вода какая?

(Вода может течь, значит, она жидкая.)

Вывод: вода -  жидкость.

-Посмотрите, в термосе - горячая вода.

Воспитатель открывает термос. Из него идет пар.

-Скажите, что идет из термоса? (Пар). Что такое пар?

Воспитатель подносит к идущему из термоса пару зеркало. На зеркале

начинают образовываться капли воды.

- Во что превращается пар? ( Пар превращается в капельки воды.)

Вывод: вода может быть в виде пара.

Воспитатель показывает детям лед.

-Что это? (Лед.) Возьмите по одной льдинке, как вы думаете, чем лед был до

того, как его заморозили? (Лед тает в руках и превращается в воду. Воду

можно заморозить. Лед твердый.)

Вывод: вода может быть твердой.

- Мы с вами узнали, что вода может быть и жидкая, и твердая, и в виде пара.

В природе это нужно для того, чтобы вода могла совершать круговорот.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

-Мы поиграем в игру, которая покажет, как капельки воды ходят в природе

по кругу.

Воспитатель - мама Тучка, а дети – капельки. (Звучит музыка,

напоминающая звуки дождя.) Капельки разбегаются, Мама Тучка

подсказывает, что им делать.

- Полетели капельки из тучки на землю. Прыгают, играют. Скучно им стало

поодиночке прыгать. Стали они собираться по двое, по трое в маленькие

ручейки. Потекли ручейки по кругу. (Дети за руки идут маленькими

кружками.)

- Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети становятся в одну

большую цепочку и идут по группе.)

- Текла-текла речка и попала в большой океан. (Дети объединяются в

большой круг).

- Пригрело солнышко, стали капельки легкими, воздушными, стали

подниматься вверх к маме Тучке. (Дети подбегают к воспитателю,

изображая легкость движениями рук.)

-Молодцы, капельки! Побывали на земле и к маме Тучке вернулись! Вот так

и капельки воды совершают свой круг в природе.

Опыт 3. Вода без запаха, без вкуса, без формы.

-Возьмите по стаканчику с водой. Понюхайте, чем она пахнет? (Ответы

детей.) Есть ли у воды запах?

Вывод: вода без запаха.

-Попробуйте воду из стакана. Вкусная вода? (Ответы детей.) Какой у нее

вкус?

Вывод: вода без вкуса.

-Вылейте воду из ваших стаканов в банку, или в кувшин. Какая форма у

воды? (Ответы детей.) Утех кто вылил воду в банку, она приняла форму

банки, другая – форму кувшина.

Вывод: у воды нет формы. Она принимает форму тех предметов, в которые

ее наливают.

Игра «Посудная лавка»

Детям предлагаются половинки посуды. Задача выложить вторую половину,

чтобы узнать форму чего примет вода в этой посуде.

-Выберите посуду, в которую вы бы хотели налить воду. Внимательно

рассмотрите половинку своего предмета посуды. Рядом с помощью палочек

Кюизенера выложите вторую половину. Что получилось? Какую форму

примет вода в вашей посуде? (Ответы детей.)

-Что вы сегодня узнали о воде? Какая она? Какие свойства воды вы узнали?

Что вам больше всего понравилось?(Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром с чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

- Как вы думаете, вода важна для человека? (Ответы детей. Человек не

может жить без воды. )

-Как человек должен относиться к воде? (Ответы детей. Бережно,

экономно, не бросать в реку и пруд мусор, и т.п.)

-Где мы используем воду в нашей группе? Составим слово «ВОДА» из

«Умных кубиков» и разложим в группе везде, где у нас есть или где нам

нужна вода.

Дети на «Умных кубиках» ищут буквы В, О, Д, А и составляют из них слово,

затем относят в туалетную комнату, в мойку, ставят рядом с аквариумом,

цветами и т.д.

- Много мест в нашей группе, где есть или нужна вода? А в нашем детском

саду? Как мы должны относиться к воде? (Бережно.) Что для этого нужно

делать? (Закрывать кран, не разливать и не разбрызгивать воду.)