Сайт Ефимовой Татьяны Викторовны
воспитателя МДОУ детский сад
комбинированного вида №7 "Ласточка"

Игры с "Математическим планшетом"

 

«Математический планшет»  - это возможность исследовательской деятельности ребенка, содействие его познавательному и сенсомоторному развитию, а также развитию творческих способностей.

 

Игра «Цифры играют в прятки»

 

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст
Материал: математический планшет, схемы цифр.
Цель: закпеплятьзание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».
Вариант: Аналогично можно прятать буквы.  Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.
Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна.
Низкий: по образцу.
Средний: по схеме.
Высокий: по замыслу.

 

mp1 mp2

mp3 mp4

mp5mp6

 

Игра «Чудесные превращения»

 

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст
Материал: математический планшет, набор резиночек для творчества, геометрические фигуры.
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.
Дети рассказывают, во что превратилась фигура.
Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

mp17 mp18

 

«Занимательные задачи»

 

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст
      Всем известны задачи со счетными палочками. При работе с ними возникают некоторые неудобства, во-первых при выкладывании они сдвигаются, что нарушает форму фигуры, во-вторых существуют задачи, при решении которых, недостаточно длинны палочки, например, разделить квадрат на два треугольника.
      С помощью математического планшета и резиночек для творчества эти проблемы легко решаются, у ребенка появляется возможность для развития творчества (см. игру «Чудесные превращения») и мелкой моторики рук.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резиночек, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночеку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.)

  • Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.
  • Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.
  • Составить 3 равных треугольника с помощью 7 палочек.
  • Составить 4 равных треугольника с помощью 9 палочек.
  • Составить 3 равных квадрата с помощью 10 палочек.
  • С помощью 5 резиночек составить квадрат и 2 равных треугольника.
  • С помощью 9 резиночек составить квадрат и 4 треугольника.
  • С помощью 10 резиночек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 резинок  внутри большого).
  • С помощью  9 резиночек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).
  • С помощью 9 резиночек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

 

Игра «Пятнашки»


Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возрастmp7
Материал: математический планшет, геометрические фигуры.
Цель: упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное и логическое мышление, внимание.
Описание игры: На игровом поле 3х3 фигуры перемешаны, один «гвоздик» свободный. Игрок переставляет фигуры на свободное место. Задача игроков выстроить фигуры колонки и строки по цвету и форме. Выигрывает тот, кто быстрее расставит фигуры.
Варианты игры: Может играть один ребёнок, группа или  парами: разложить фигуры на планшете, обменятся с партнером планшетом с заданием. mp8
Уровни сложности:
Простой. Использование поля 3х3 и фигуры 3-х форм и цветов.
Средний. Использование поля 4х4 и фигур 4-х форм и цветов.
Сложный. Использование поля 5х5 и фигур 5-и форм и цветов

 

Игра «Осенние мухи»


Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст
Материал: математический планшет, геометрические фигуры.
Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, отсчитывать заданное число шагов, развивать навык самоконтроля.
Описание игры: Выбирается фигура-муха. Водящий, воспитатель или ребёнок, определяют условие и направление движения мухи. (Муха летит вверх на 2 шага, вправо на 3 шага и т.п.) В результате игры игроки сверяют местоположение своей мухи и мухи водящего.
Варианты: «Муха в саду», «Муха в огороде» дополнительно на планшете по координатам выставляются геометрические фигуры (цветы, фрукты, овощи, ягоды). Муха двигается по планшету. Задача – собрать все фигуры. «Муха учится читать» (дополнительно квадраты с буквами и дырочкой от дырокола, чтобы одеть на гвоздик). Муха двигается по планшету. Задача – прочитать слова.


Рисуем   «Узоры на окнах»


Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст
Материал: математический планшет, геометрические фигуры.
Цель: развитие творческого мышления, воображения, моторики рук.
Описание игры: Коллективная работа. На планшете дети «рисуют» с помощью резиночек и с использованием геометрических фигур по теме.  Планшеты соединяются с помощью резиночек,  дополняя рисунок.mp9

Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)

Варианты игр

Тема

Рисунок

Поля объединяются в ряд или прямоугольное, квадратное поле

Транспорт

Автобус, трамвай, машина и т.п.

дорога

Растения

Садовые, полевые, комнатные растения

Сад, поле, луг, оранжерея

Насекомые

Жуки, бабочки, палочники и т.п.

Зеленая поляна

осень

Листья разных деревьев

Осенний ковер

 


Уровни сложности:
Низкий: по образцу.
Средний: по схеме.
Высокий: по замыслу.

 

Игра – сказка  «Лунтик и его друзья»


Возраст детей: 6-7 лет подготовительная к школе группа.mp10
Материал: математический планшет, наборы резинок, геометрический конструктор.
Цель: Знакомство с «системой координат», ориентировка на плоскости и в пространстве, развитие ассоциативного мышления, воображения.
Описание игры: «Однажды Лунтик попал на Землю, и случилось так, что он нашел много друзей.»
-Ребята, а какая фигура больше всего похожа на Лунтика? (красный треугольник) Он прилетел в самый центр нашей планеты. Найдите его на планшете. (Центр планшета) Это место и стало его домом. Давайте посмотрим, а в каком доме поселился Лунтик. У наших домов есть номер, и у дома Лунтика он тоже есть. Слева на планшете напротив домика  Лунтика вы видите букву, а внизу под ним цифру. Номер домика Лунтика состоит из буквы и цифры – В3.
-А каких друзей Лунтик встретил на Земле?
Дети называют героев. (Кузнечик Кузя, божья коровка Мила, паук – дядя Шнюк, Пчеленок и т.д.)  Выбирают для них фигуры, соответственно внешним особенностям насекомых и распределяют на планшете, называя номер домика для каждого.
-Ребята, а вы любите ходить друг к другу в гости? А как же Лунтик и его друзья будут встречаться? (Нужны дорожки)
С помощью резиночек соедините домики друзей? Что получилось? (паутина, бабочка и т.п.)


Иллюстрирование и разучивание стихотворения «Букет для мамы»


Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст
Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лисья берёзы, ветка рябины,

mp11 mp12

Листики, тополя, листья осины,

mp13 mp14

 Листики дуба мы соберём,

mp15 mp16

Маме осенний букет отнесем.
Какой листик не попал в букет для мамы?

Ход игры: дети по схеме  на планшете «рисуют»  резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.